VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности и функции центрального блокирующего в волейболе и содержание тренировки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013190
Тема: Особенности и функции центрального блокирующего в волейболе и содержание тренировки
Содержание
     
     
     ТИТ. ЛИСТ
     
     
ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БЛОКИРУЮЩЕГО В ВОЛЕЙБОЛЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
4
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БЛОКИРУЮЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ВОЛЕЙБОЛЕ .........

7
1.1. Основные аспекты подготовки волейболистов на тренировочном этапе многолетней подготовки........................

7
1.2. Роль центрального блокирующего в волейболе................
19
1.3. Характеристика двигательной деятельности центрального блокирующего ............................................................................

22
Заключение по главе...................................................................
27
ГЛАВА 2. ЗДАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................................................

29
2.1. Цель и задачи исследования.................................................
29
2.2. Методы исследования.........................................................
29
2.3. Организация исследования.................................................
37
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БЛОКИРУЮЩЕГО И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ......................................................................


38
3.1. Организация педагогического эксперимента по определению эффективности модернизированного содержания подготовки центрального блокирующего в условиях команды ВУЗа............................................................................................



38
3.2.Функции и структура подготовленности центрального блокирующего в волейболе........................................................

40
3.3. Модифицированное содержание программы тренировки центрального блокирующего спортивной команды ВУЗа......

44
3.4. Влияние содержания модифицированной программы подготовки центрального блокирующего на уровень подготовленности спортсмена..................................................


55
Заключение по главе....................................................................
63
ВЫВОДЫ...........................................................................................
65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................
68
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................
74
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность. Современный волейбол с его высоким эмоциональным напряжением и разнообразием является одним из наиболее сложных координационных видов спорта. Чрезвычайно высокие требования предъявляются к уровню подготовленности спортсменов волейболистов, к  физическим качествам, морально-волевой и технико-тактической подготовке. Значительная степень развития этих качеств у спортсменов создает предпосылки для выполнения предельно быстрых ударов, поддержания высокого темпа и результативности игровых действий на протяжении всей встречи [].
     В сборных командах высших учебных заведений тренировочный процесс реализуется с учетом функциональной принадлежности игрока в команде и строится по принципу организации работы на тренировочном этапе многолетней подготовки. 
     Согласно требованиям стандарта подготовки по виду спорта «Волейбол», тренировочный этап подготовки предполагает освоение молодыми игроками специфики подготовки квалифицированных волейболистов по параметрам соревновательных и тренировочных нагрузок, физическим и психическим напряжением, что связано с переходом на качественно новый уровень подготовленности по всем компонентам тренировки. В соответствии с этим положением содержание подготовки спортсменов должно отвечать данным требованиям и отражать специфику игрового амплуа волейболиста [].
     Одним из таких игровых амплуа представляется функция центрального блокирующего или, как иначе называют, нападающего первого темпа. Центральный блокирующий  - это игрок, который обладает высокой реактивной скоростью, надежными действиями на блоке и в атаке с низких передач. Значимость данного игрока в команде определяет содержание его подготовки с акцентом на высокий уровень физической и технико-тактической подготовленности [].
     Следует отметить, что в практике подготовки центрального блокирующего нет однозначного подхода к решению проблем содержания, организации и управления тренировочным процессом, что позволяет выделить противоречие между сложившимися ранее традиционным содержанием и  формами организации тренировочного процесса и необходимостью внедрения возможности направленного воздействия на качественные характеристики спортсмена за счет соответствующей коррекции содержания подготовки центрального блокирующего в волейболе и организации нагрузок с различным тренировочным эффектом.
     С учетом выявленного противоречия нами определена проблема исследования: как повысить качество содержания спортивной подготовки центрального блокирующего в волейболе?
     Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования «Особенности и функции центрального блокирующего в волейболе и содержание тренировки».
     Объект исследования: тренировочный процесс центрального блокирующего в волейболе.
     Предмет исследования: содержание подготовки центрального блокирующего в волейболе. 
     Цель исследования: Обосновать эффективность содержания подготовки центрального блокирующего игрока в условиях сборной команды ВУЗа по волейболу. 
     Гипотеза исследования: предполагалось, что подготовка центрального блокирующего в волейболе в условиях сборной команды ВУЗа будет  эффективной, если:
* содержание подготовки определяется и реализуется с учетом характера игровой деятельности игрового амплуа;
* если содержание подготовки строится на преимущественном совершенствовании технического и физического потенциала спортсменов волейболистов при одновременном развитии недостающих качеств игрока.
     Практическая значимость. Результаты проведенного педагогического эксперимента дают возможность рационального и качественного программирования содержания процесса подготовки квалифицированных спортсменов различных амплуа в волейболе,  позволяют по-новому осмыслить применение традиционных приемов совершенствования спортивного мастерства центрального блокирующего в волейболе.
     Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, методических рекомендаций и списка использованной литературы.
     














ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БЛОКИРУЮЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ВОЛЕЙБОЛЕ 
     
1.1. Основные аспекты подготовки волейболистов на тренировочном этапе многолетней подготовки

     Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систематическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых - с другой. 
     Подготовка волейболистов - процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделяют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
     Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.
     Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
     Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементирующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность компонентов подготовки, формы организации и управления многолетней подготовкой; подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы упражнения.
     Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.
     Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.
     Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.
     Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов [ ].
     Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны - это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов - это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом - вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития.
     При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подготовки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте - от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необходимые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;
во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом универсальности в подготовке и высокому уровню мастерства применительно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скорости выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал [ ].
     Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты системы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логического анализа, экстраполяции, статистические.
     Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты [ ].
     При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в процессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
     Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эффективности нападения и т.п.).
     Статистический метод предполагает использование и анализ статистических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших разрядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами используются данные литературы, научных исследований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта [ ].
     Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управленческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных программ, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.
     Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельности, черты характера.
     Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совместимости игроков, преемственности состава, сплоченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочного процесса [ ].
     Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.
     Разрабатываются модельные характеристики требований к идеальному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревновательной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности — по степени адекватности главным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделирование структурных компонентов тренировочного процесса (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).
     Другой тип моделей - абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эффективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон подготовленности.
     Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации. При этом выделяют три условия: первое - показатели соревновательной деятельности (по основным компонентам); второе — показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье — показатели функциональной и психологической подготовленности, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.
     Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.
     Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира служат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования команд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).
     Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг - сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
     На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовленности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уровнями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.
     Поскольку эти требования органически связаны с модельными характеристиками и целями системы подготовки волейболистов, нормативы называются целевыми. В их содержание входит следующее:
* тактическая подготовленность: объем (состав тактических действий - индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите; качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;
* техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; качество освоения; применимость в игре; эффективность технических приемов в игре;
физическая подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыками игры в волейбол и эффективности игровой соревновательной деятельности волейболистов;
* морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий волейболом, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества;
* теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);
интегральная подготовленность: объем (состав) технико-тактических действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
 морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кисти, масса тела, состав тела;
* функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы);
возрастная градация волейболистов: возраст высших достижений (мужчины, женщины), возраст на отдельных этапах системы многолетней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.
     В тренировке осуществляется становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов. В тренировке выделяют основные стороны подготовки: техническую, тактическую, физическую, функциональную, психическую, теоретическую, интегральную.
     Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компонентов) дифференцируются применительно к уровню системы подготовки волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Неодинаковы задачи и содержание компонентов тренировки для школьных спортивных секций и спортивных школ, несмотря на то, что возраст занимающихся один. В каждом случае, исходя из того, в какую систему (как ее составная часть, подсистема) «вложена» тренировка, устанавливается ее связь с целью системы, модельными характеристиками, определяются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.
     Соревнования, соревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки волейболистов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.
     Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности.
     Для национальной сборной — это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), Мировая лига, Гран-при; для клубных команд национальных лиг — чемпионаты страны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.
     Для успешного выступления в соревнованиях необходима подготовка специальная — соревновательная, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами — обязательное условие для развития и совершенствования у волейболистов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие — подводящие и контрольные — служат целям соревновательной подготовки и эффективному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четырехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортивных резервов — момент прихода молодых волейболистов в команды высших разрядов).
     Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему подготовки волейболистов и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолетнем аспекте - с момента начала специализированных занятий волейболом и до окончания активного выступления в спорте высших достижений.
     Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы волейболисты научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
     1. Волейболист должен знать значение предстоящих соревнований и конкретные задачи, которые он должен решать. Конкретные задачи для каждого волейболиста вытекают из структуры соревновательной деятельности и фактов, обуславливающих ее эффективность.
     2. Волейболист должен располагать детальной информацией о команде соперника, о команде и игроках предстоящей встречи, уметь «профессионально» понимать установку на игру для команды и для себя лично и творчески, в пределах игровой дисциплины, выполнять установку.
     3. Знать правила соревнований, особенности их трактовки на предстоящих соревнованиях, манеру того или иного арбитра и т.д. (ритуалы построения, разминки, замен, перерывов и пр.), структуру проведения соревнований (программу) и т.п.
     4. Научить эффективно вести игровые действия в различных условиях: времени суток, климато-географических, временных поясов.
     5. Научить волейболиста достигать к моменту соревнований оптимальной психической готовности к ведению спортивной борьбы с любым соперником, соревноваться с полной отдачей.
     Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности посредством: а) интегральной подготовки (реализация в единстве структурных компонентов соревновательной деятельности в процессе игровых действий в двусторонней игре в волейбол); б) соревнований по технико-тактической, физической подготовке; в) соревнований по мини-волейболу (дети 8-10 лет), по волейболу 1х1, 2х2, 3х3, 4х4, 6х6, 2х3(4), 3(4)х6 внутри учебной группы, команды; г) контрольные игры с подбором спарринг-партнеров различных по стилю игры и уровню подготовленности; д) подводящие соревнования (турниры).
     В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться такими положениями:
     1. Соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов волейболистов.
     2. Привлекать к участию в соревнованиях только при условии достаточной подготовленности к ним волейболистов.
     3. Планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей волейболистов в условиях соревнований.
     4. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.
     При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнованиями.
     Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.
     Восстановительные средства применяются на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они используются для снятия утомления после нагрузки, для избирательного восстановления с учетом предстоящей работы, для стимуляции работоспособности перед тренировочной нагрузкой и соревнованиями.
     Существуют средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. К психолого-педагогическим относят рациональное использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение общей физической подготовки, позволяющей изменить двигательную активность и тем создать благоприятные условия для протекания процесса восстановления; использование оптимальной продолжительности отдыха; применение психорегулирующей тренировки.
     К медико-биологическим средствам относят специализированное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; различные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.); бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросветотерания, электростимуляции, ультрафиолетовое облучение, аэронионизация, баротерапия; кислородотерапия.
     Формирование личности волейболистов. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности волейболистов решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.
     Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).
     Работа по формированию личностных качеств занимает существенное место на всем протяжении спортивной карьеры волейболиста — от начала занятий волейболом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.
     Важное значение в формировании личности волейболистов имеют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психологическая подготовка.
     
1.2. Роль центрального блокирующего в волейболе
     
     Особенности специализации игровых функций в волейболе рассматривают Ю. Железняк, П. Хапко, В. Маслов, Л. Слупский, Ю. Клещев, А. Беляев, М. Савин, В. Чернов, Ю. Портнова, А. Фурманов и др. Анализ их работ убеждает нас в том, что этот вопрос занимают важное место в учебных пособиях и научных исследованиях [ ].
     Эффективность действий игрока определяется двумя важнейшими факторами: его техническим арсеналом и мастерством, так называемого коронного действия.
     Центральный блокирующий представляется как самый высокорослый игрок в команде, обладающий наиболее высокой скоростью выполнения игровых действий [].
     Главной задачей центрального блокирующего в ходе игрового противоборства является способность своевременно блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Кроме того, немаловажной  задачей игроков первого темпа, или как их еще называют, центральных блокирующих, является групповая организация блока. В случаях, когда после приема подачи связующий находится в комфортной ситуации, он может задействовать в атаке четверых игроков. Центральный блокирующий перед каждым розыгрышем должен определить приоритетного нападающего в команде соперников и сообщить тактику блокирования на каждый отдельный эпизод [].
     Хороший нападающий первого темпа – фундамент хорошей организации игры команды в нападении и защите. Он активно предлагает себя при атаке своей команды, обеспечивает такую расстановку своих блокирующих, которая исключает внезапность атак противника первым темпом []. 
     Роль центральных блокирующих определяется развитием самого волейбола,  который претерпел большие изменения в отношении скорости игры и с каждым годом становится все быстрее. Скорость и «чтение игры» могут компенсировать относительно небольшой рост центра. Центральному игроку для эффективного выполнения своей роли в игре необходимо изучить манеру игры связующего и центрального игрока соперника, чтобы предвосхищать их действия в атаке и блоке  Центральные игроки, как правило, заменяются на задней линии на либеро. Однако несмотря на это в тренировочном процессе необходимо уделять внимание игре в защите центральным блокирующем в зоне 5 (прием нападающего уда- ра из зоны 4 и 2 соперника, страховка своих блокирующих и прием мяча от блока летящего в его зону) [].
     Для определения значимости функции центрального блокирующего в волейболе нами был проведен краткий анализ набора выигранных очков в среднем за матч команд высокой квалификации (на примере мужских команд). 


Рис. 1. Статистические данные выигрыша очков в условиях игровой встречи (на примере мужской команды ВУЗа)
     
     Так, согласно полученным данным за игровую встречу до 5-7% очков выигрывается подачей; практически половина выигранных очков, в среднем 50-55 %, набирается за счет удачной реализации нападающего удара; правильная и своевременная постановка блока приносит победу в розыгрыше в 11-13 % случаев. Кроме того, высокий процент набора очков при игре практически равных по уровню подготовленности команд, приходится на ошибки соперника при выполнении различных технических приемов и тактических действий, в среднем 25-30 %. 
     На рисунке видно, что наибольший процент в победу принадлежит нападающему удару. Однако ошибки соперника весьма существенно влияют на результат матча. К таким ошибкам, как правило, относят: ошибки в нападении, ошибки в подаче, технические ошибки в обработке мяча, нарушение правил игры (расстановка, касание верхнего края сетки). 
     Рассматривая полученные результаты в сопоставлении с функциональной направленностью этого игрока команды, можно с уверенностью сказать о высокой степени участии центрального блокирующего в организации защитных действий при атаке соперника (блокирование) и атакующих действий.
     Игровая роль атакующего также относится к амплуа центрального блокирующего первой атаки. На них падает основная нагрузка выполнения нападающих ударов как ведущего средства атаки в волейболе. Задачей здесь является выигрыш очка или права на подачу. Вспомогательная роль атакующего относится, как правило, к игрокам функции связующих, выполняющих нападающие удары относительно редко (2-3% случаев). 


1.3. Характеристика двигательной деятельности центрального блокирующего в волейболе
     
     Успех на позиции центрального блокирующего зависит от техники и скорости перемещений вдоль сетки. Для результативного блока необходимо предугадывать действия нападающего игрока. Самой распространенной системой блокировки считается следящая. Блокирующий наблюдают за нападающим, но все внимание концентрирует на связующем игроке. Важно точно определить, куда пойдет пас и вовремя среагировать на него.
     Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным – в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника – при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.
     Варианты атаки соперника, которые необходимо предвидеть центру и организовать схему блокирования совместно с крайними блокирующими: доигровщик, атакующий с передней линии - зона четыре. Диагональный, атакующий с первой или второй линии - зона два или один, соответственно. Первый темп, в зависимости от качества приема и уровня связующего, имеет несколько разных вариантов комбинаций для атаки. 
     Наибольшая сложность в игре темпа - сделать правильный выбор нападающего и переместиться .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44